Кондитерская. промышленность Rambler's Top100

холодильные витрины для кондитерских изделий, тортов, пирожных
скидки на рекламу
[ в начало ]

Раздел:
Аналитика
Темы:
  Рынок и спрос
Предприятия:
  Mars
Nestle
Россия
Stollwerck
Kraft Foods
Бабаевский
Рот-фронт
Cadbury
[ все новости ]


версия для печати

В этот день:
Судебный пристав застрял в лифте

[ кондитерские фабрики ]
[ ингредиенты ]
[ оборудование ]



Рекламодателям

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Деловая хроника 24.12.2002
Юлия Игнатьева

Сладкая экспансия
Война за русский шоколад

Для любителей пошуметь о распродаже родины самая вкусная тема - шоколад. По разным оценкам, отечественным собственникам принадлежит от 20 до 35% рынка. Остальное досталось иностранцам, вложившим капитал в производство на нашей территории.

Сегодня средний россиянин ест мало шоколада - 2,5 кг в год. Почти вдвое меньше, чем при советской власти, и на треть меньше, чем до кризиса 1998 г. Для сравнения: немец поедает 10 кг, швейцарец - 12. Возможно, по физиологическим параметрам многовато: наблюдатели отмечают стабилизацию уровня спроса на шоколад на Западе и даже тенденцию к падению. Потребители стали настороженно относиться к высококалорийным, жирным продуктам с большим содержанием сахара, к коим, безусловно, относится шоколад. Так, прибыль компании <Марс> в 2001 г. упала с 2 млрд долл. до 1,9 млрд. Нашему шоколадному рынку до предела насыщения еще далеко, и мировые лидеры делают все, чтобы уже сейчас <застолбить> территорию. Самой первой в 1991 г. в Россию пришла частная американская компания <Марс>. До 1995 г. <марсы>, <сникерсы> и <баунти> ввозились к нам из Восточной Европы, теперь производятся на двух фабриках в подмосковном Ступине. Примерно тем же путем шла британская <Кэдбери>. С 1992 по 1997 г. мы покупали <пикники> и <виспы>, произведенные в Европе, сегодня шоколадки выпускаются в городе Чудово Новгородской области. Главного игрока отрасли - швейцарскую компанию <Нестле> (контролирует 60% мирового шоколадного рынка) мы заинтересовали несколько позже - в 1995 г. <Нестле> купила контрольный пакет акций самарского предприятия <Кондитерское объединение <Россия> и сделала бренд <Россия> одним из лидеров продаж в сегменте плиточного шоколада (другой лидер - <Альпен гольд>).

Нельзя не упомянуть еще об одном крупном операторе. В июле 1997 г. германская компания <Штольверк> открыла фабрику в Покрове Владимирской области, купив местный цех мощностью в две производственные линии. По словам бывшего гендиректора <Штольверк Рус> Вадима Фомичева, частный владелец <Штольверка> инвестировал в производство, дистрибуцию и рекламу изделий марки <Покров> и бренда <Альпен гольд> от 35 до 60 млн долл. в год примерно с 20-процентной прибылью, вчетверо увеличил производственные мощности. Год назад он продал свой бизнес в России, а также в Польше и Венгрии, американской компании <Крафт Фудс>, входящей в корпорацию <Филип Моррис>. Сумма сделки составила всего 150 млн долл. В октябре 2002 г. процесс интеграции был закончен. Теперь <Крафт Фудс> представлен в России не только чипсами и кофе, но и шоколадом. (Другие шоколадные бренды <Крафта>, такие как <Моцарт>, <Таблерон>, <Милка>, будут по-прежнему экспортироваться.)

Для менеджмента и рядового персонала фабрики в Покрове данный процесс прошел бескровно: все остались на своих местах. Вадим Фомичев теперь является гендиректором <Крафт Фудс Рус>. Однако это скорее исключение, чем правило. В подтверждение этому эксперты и журналисты в последнее время все чаще применяют словосочетание <шоколадная война>.

<Любое изменение структуры рынка сопровождается конфликтами, - говорит Андрей Иванов, аналитик инвестиционной компании <Тройка-Диалог>. - Растет конкуренция по цене и качеству, по популярности брендов. Такая <война> постоянна и бесконечна>. У ее нынешнего этапа есть особенность - наиболее агрессивными противниками оказались сами россияне.

Весной этого года российская государственная инвестиционная компания <Госинкор-холдинг> объединила в своих руках контрольные пакеты акций <Красного Октября> и <Рот Фронта>. Компания создавалась в 1993 г., своей целью декларировала <страхование политических рисков>, на потребительском рынке замечена не была. Теперь <Госинкор> превратился в прямого инвестора, который покупает бизнес и проводит <предпродажную подготовку>. <Для того чтобы подготовить холдинг к перепродаже, <Госинкору> потребуется 4-6 лет, - предполагает Андрей Иванов. - Покупателем скорее всего станет кто-нибудь из тех, кто пока присутствует на российском рынке лишь в качестве экспортера или не присутствует вовсе. Второй вариант - холдинг станет крупной компанией с оборотом, допустим, 300 млн долл. в год, сможет выйти на фондовый рынок и продать достаточно большие доли портфельным инвесторам>.

Каковы бы ни были планы <Госинкора>, ему никак не удается решить главную на сегодняшний день проблему - приобретение концерна <Бабаевский>. Дело дошло до суда со всеми вытекающими последствиями в виде судебных приставов и битвами за кресло между новым и старым директором. А в эти дни прокуратура ЦАО Москвы рассматривает иск <Госинкора> к <Бабаевскому>, подозреваемому в фальсификации шоколада марки <Рот Фронт>. Если концерн все-таки сдастся, под контролем российского холдинга окажется 20% шоколадного рынка, и он станет вторым после <Нестле> крупнейшим игроком.

В самое ближайшее время аналитики прогнозируют всплеск активности крупных производителей в регионах. <Главным фактором роста продаж будет покупка конкурентов, - утверждает Андрей Иванов. - Причем мелкие региональные компании станут поглощаться в первую очередь российскими, а не западными инвесторами. Российский инвестор покупает несколько региональных компаний, оптимизирует систему управления и производства, а потом продает бизнес тому же <Нестле> или другому иностранному игроку. Для иностранных компаний в России серьезной проблемой остается наладить отношения с местными властями>.

У каждой иностранной компании свои проблемы. Так, месяц назад депутаты города Чудово постановили отменить часть налоговых льгот фабрики <Кэдбери>. И это несмотря на то, что 600 жителей райцентра, работающих на фабрике, получают зарплату выше средней по области. Депутаты требуют от инвестора построить в городе спортивно-оздоровительный комплекс в обмен на продолжение налоговых каникул.

В Покрове тоже не все в порядке. <Вроде, мы должны только радоваться: из 6 тыс. работоспособного населения около 1000 работают на фабрике, - говорит мэр города Вячеслав Рогов. - Покров никогда не был дотационным, а с приходом фабрики стал супердонором. Город ежегодно выплачивает около 500 млн руб. налогов, из них фабрика - 270 млн. Из-за этого нам теперь оставляют лишь 10% налоговых поступлений. На деньги Покрова живет весь Петушинский район. В долларовом выражении раньше городу доставалось больше в несколько раз>.

Ропщут и на <Марсе>. Крупнейший работодатель Подмосковья (около 1200 работающих на ступинских фабриках, а вместе с предприятиями-смежниками - до 10 тыс.) с властью не конфликтует. Но персонал фабрик никак не может привыкнуть ко многим нездешним обычаям. Например, к тому, что всем сотрудникам периодически приходится зачитывать наизусть <пять принципов корпорации>, к настенным кармашкам для анонимок или к пафосным массовым мероприятиям.

О причинах самого главного, фонового, конфликта отрасли - между российским и иностранным капиталом - говорит Андрей Иванов: <Во-первых, западные компании изначально закладывают меньший доход от вложенного капитала. Во-вторых, рекламные и маркетинговые бюджеты просто несопоставимы. Наконец, у иностранных и российских инвесторов разные стратегические задачи. Ради того, чтобы получить как можно большую долю формирующегося рынка, иностранцы готовы пожертвовать сиюминутными прибылями. Российские же компании вынуждены развиваться за счет дорогих кредитов и не могут позволить себе работать в убыток>.

Потребителям остается лишь наблюдать за тем, какие гиганты борются за право устроить им сладкую жизнь.