Кондитерская. промышленность Rambler's Top100

холодильные витрины для кондитерских изделий, тортов, пирожных
скидки на рекламу
[ в начало ]

Раздел:
Аналитика
Темы:
  Экономическая политика
Экспорт и импорт
Предприятия:
 
[ все новости ]


версия для печати

В этот день:
Nestle перестраивает дистрибуцию

На 13% увеличила объемы реализации компания «АВК» за 9 месяцев 2005 года

Сувенирный шоколад в Петербурге можно заказывать маленькими партиями

Краеведческий музей решил накормить горожан конфетами

«Конфил» - первый из гостей Дагпродэкспо-2005

[ кондитерские фабрики ]
[ ингредиенты ]
[ оборудование ]



Рекламодателям

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Эксперт 25.10.2005
Алена Кирьякова

Ириска и шлагбаум
Введение специальной пошлины на украинскую карамель вынудит отечественные предприятия отказаться от экспорта карамели в Россию и искать новые рынки сбыта

Россия c 14 ноября вводит специальные пошлины на украинскую карамель. В частности, ввоз конфет, где используется патока, а также ирисок будет облагаться 20% таможенной пошлиной (но не менее 0,25 евро за килограмм). А пошлины на крахмальную патоку, приготовленную с использованием какао, на вареные конфеты с начинкой и без начинки составят 0,6 евро за килограмм.

По словам российских чиновников, введение этих пошлин - вынужденные меры по защите внутреннего рынка России от чрезмерной активности украинских производителей в карамельном сегменте.

Однако большинство отечественных кондитеров убеждены, что вводимые пошлины отнимут у них около 10% российского рынка карамели. Введения пошлин на украинские сладости несколько лет добивались крупнейшие российские производители, карамельная продукция которых менее востребована на внутреннем рынке, чем украинская. После нововведений российские кондитеры рассчитывают для начала увеличить свою рыночную долю на 3-5%, а затем постепенно отвоевывать и остальные позиции.

"Кондитерская промышленность России, которая более чем втрое превышает по возможностям производственную мощность Украины, испытывает определенный дискомфорт. Он возник из-за того, что популярность украинской продукции увеличивается с каждым годом, занимая рынки на территории всей страны. Введение таможенных пошлин было принято с целью максимального ограничения ввоза продукции из Украины. Ведь имея такого сильного конкурента, как Украина, российским кондитерам сложно удерживать потребителя", - считает первый заместитель генерального директора ЗАО "Укркондитер" Юрий Кожанов.

Любовь к украинским сладостям

Для отечественных производителей введение специальной пошлины не стало неожиданностью. Попытки защитить внутренний рынок от украинской экспансии россияне предпринимали и ранее. Первый раз они через Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности потребовали у Министерства экономического развития и торговли провести антидемпинговое расследование. Причиной его стало то, что у розничных торговцев украинские кондитерские изделия пользовались большим успехом, чем продукция, производимая в России. Такая любовь к украинским сладостям объясняется просто - цена на нашу карамель в среднем на 30% ниже стоимости аналогичных российских конфет.

Поэтому неудивительно, что в январе 2002 года Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике установила специальную пошлину на карамель без содержания какао в размере 21% от таможенной стоимости товара, но не менее 0,18 евро за 1 кг. Пошлина, введенная на 2,5 года, распространялась только на украинскую продукцию и не затрагивала кондитерские изделия из Белоруссии, с которой у России соглашение о таможенном союзе, подписанное еще в 1995 году.

К радости инициаторов пошлин, поставки нашей продукции на российский рынок сократились в пять раз, но ненадолго. Хотя вывоз сахаристой карамели пришлось ограничить, украинцы нашли выход из положения, увеличив экспорт в Россию какаосодержащей карамели, на которую временная пошлина не распространялась. Это позволило отечественным кондитерам вновь наращивать объемы экспорта.

Не дожидаясь новых возможных запретов на поставки украинских изделий, некоторые отечественные кондитерские компании решили закрепиться на стратегическом рынке за счет переноса производственных мощностей на территорию России. Например, одно из ведущих украинских предприятий "Киев-Конти" купило в начале 2004-го контрольный пакет акцийЗАО "Кондитер-Курск", а компания Roshen, контролируемая концерном "Укрпроминвест", стала владельцем сразу двух кондитерских фабрик - в Брянске и Липецке.

В результате к июлю прошлого года, когда действие таможенных пошлин закончилось, украинцы занимали более четверти всего российского рынка карамели.

И по оценкам российских аналитиков, из 5 млрд долларов, которые в прошлом году россияне потратили на покупку кондитерских изделий, украинские производители получили более 300 млн долларов.

Ставка на шоколад

В нынешнем году российские производители лоббировали введение новой пошлины, которая на этот раз будет распространяться не только на импортную карамель, но и на изделия, содержащие какао. Кроме того, срок действия ее в законе не определен, значит, пошлина установлена на неограниченный срок.

В сложившихся условиях экспортные цены на различные виды кондитерских изделий вырастут на 30-100%, что сделает нашу продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. Украинские кондитеры ожидают спада производства, так как каждое повышение цен на сладости автоматически приводит к снижению объемов продаж.

"Предприятия сейчас не заинтересованы повышать цены на продукцию, потому что это дает в большинстве случаев негативный результат, поскольку сокращаются объемы продаж. У производителей один выход - сократить объемы производства, что, собственно, и произошло, когда летом этого года цены на сахар стремительно выросли. За 9 месяцев производство карамели сократилась на 10%. Выпускать эту продукцию стало невыгодно", - считает Юрий Кожанов.

Поэтому отечественные кондитеры будут вынуждены либо сокращать свое производство, либо переориентировать экспортные продажи в Россию на другие виды кондитерских изделий, к примеру, из шоколада. Это более выгодно, так как в шоколадном секторе уровень рентабельности составляет 50-70%, а в карамельном всего 8-10%. Но и цена шоколадных изделий значительно выше, а значит, продать их сложнее.

По словам и.о. генерального директора крупнейшей в Украине кондитерской компании "АВК" Андрея Дикунова, они постепенно снижали долю карамели в экспортных поставках на российский рынок. "В первом полугодии 2005 года она составила в денежном выражении менее 20%, поэтому сокращение экспорта карамели для компании окажется болезненным, но не критичным. Мы уже давно целенаправленно и осознанно продвигали в России наши флагманские бренды - продукцию премиум-класса и среднего ценового сегмента, преимущественно шоколадные изделия. А сейчас будем делать это еще более активно", - говорит Андрей Дикунов.

По мнению производителей, введение новых ставок вынудит украинских производителей отказаться от экспорта карамели в Россию и искать новые рынки сбыта. Но потребуются время на поиск партнеров и заключение договоров о поставках, согласование ассортимента и пр. Массово переносить предприятия в Россию отечественные производители не собираются, поскольку для покупки или строительства новой фабрики нужно вложить около 100 млн долларов. Такие инвестиции под силу только крупным производителям, которые уже имеют свои площадки в России.

Несмотря на некоторый пессимизм отечественных кондитеров, народный депутат Украины, почетный президент компании "АВК" Владимир Авраменко уверен, что украинская кондитерская отрасль в долгосрочной перспективе только выиграет от подобных действий с российской стороны. "Не думаю, что нам стоит гордиться предприятиями, специализирующимися на экспорте карамели. Заградительные барьеры России вынудят их совершенствовать свои продукты, используя новые технологии, или освободить рынок для производителей, которые ориентируются на завтрашнего потребителя".